Афиша сменных выставок


Живопись Питера Рубенса к 440 - летию со дня рождении


Храмы русского Севера и Рязани


Выставка "Дорога в космос"


«Айвазовский известный и неизвестный» к 200 - летию со дня рождения


Выставка "Планета Земля: Индия. Храмы Ориссы"


смотреть архив

Экспериментальная площадка

Региональная экспериментальная площадка по теме
«Оптимизация процесса развития
художественно–творческой активности детей 5–7 лет
в образовательном пространстве дошкольных учреждений»
на базе культурно–выставочного центра «Радуга» г. Саратова

 

Программа экспериментальной деятельности разработана сотрудниками КВЦ «Радуга» в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре написания программ экспериментальной работы. Содержание программы имеет целостную структуру и раскрыто в ее разделах. Все разделы взаимосвязаны между собой и не противоречат друг другу.

Экспериментальная деятельность направлена на оптимизацию процесса развития художественно–творческой активности детей 5–7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений.

В обстановке стремительных изменений неспособность личности к проявлению художественно–творческой активности является нежелательной и даже пагубной для общества, поэтому процесс развития художественно–творческой активности личности рассматривается в современной науке как один из центральных содержательных компонентов образования.

Особую важность художественно–творческая активность имеет для детей дошкольного возраста, когда у ребенка устанавливаются первые связи и отношения, ведущие к образованию «единства личности» (А.И. Леонтьев), а старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанных процессов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.С. Каган, И.Я. Лернер и др.).

Сегодня педагоги дошкольных образовательных учреждений осуществляют целенаправленную и планомерную работу по творческому развитию, в общем, и по развитию художественно-творческой активности детей в частности.

Изучение деятельности воспитателей детских садов г. Саратова и Саратовской области указал на недостаточную разработанность направления работы по использованию художественных репродукций картин в процессе развития художественно-творческой активности дошкольников. Поэтому данная педагогическая деятельность нуждается в оптимизации. Мы считаем, что оптимизировать процесс развития художественно-творческой активности дошкольников можно путем реализации специально разработанной программы. Вследствие этого исследование данного вопроса является актуальным и своевременным.

Цель исследования: определить и обосновать комплекс педагогических условий, оптимизирующих процесс развития художественно–творческой активности старших дошкольников.

Объект исследования: педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, ориентированный на развитие художественно–творческой активности старших дошкольников.

Предмет исследования: оптимизация процесса развития художественно–творческой активности детей 5–7 лет.

Гипотеза исследования: оптимизация процесса развития художественно–творческой активности у старших дошкольников будет более эффективной, если она осуществляется через реализацию комплекса педагогических условий:

1. создание культурно–образовательной среды дошкольного учреждения через организацию художественных музеев, галерей в помещениях дошкольного учреждения;

2. апробация программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности (далее Программа);

3.   подготовка педагогических и музейных работников к работе по Программе.


 

Задачи исследования:

1.  Уточнить содержание понятия «художественно–творческая активность старшего дошкольника» на основе анализа научной литературы.

2.  Выявить особенности развития художественно–творческой активности детей 5–7 лет, посещающих ДОУ, и определить меры его оптимизации на основе анализа теоретико–практических данных.

3.  Проверить в ходе эксперимента эффективность внедряемой программы «Внесем в свой мир Красоту» в развитии художественно–творческой активности старших дошкольников.

4.  Разработать методические рекомендации для педагогических работников по программе.

Прогнозируемые результаты исследования.

1. Увеличение количества дошкольных учреждений, создавших художественные музеи, галереи на своей базе.

2. Внедрение программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности.

3.   Повышение квалификации педагогических и музейных работников по Программе. 

Эксперимент рассчитан на 3 года: с 2011по 2013 г.г. Научное руководство осуществлятся Чаниловой Натальей Григорьевной, проректором по инновационной деятельности ГАУО ДПО «СарИПКиПРО», доцентом, кандидатом педагогических наук. Также в эксперименте примут участие:

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Функциональные обязанности

1.

Кручинкина Виктория Владимировна

Директор КВЦ «Радуга»

Общее руководство

2.

Степаненко

Вера Николаевна

Зам. директора КВЦ «Радуга»

Методическое руководство программой эксперимента

3.

Шацкова

Дарья Сергеевна

Экскурсовод КВЦ «Радуга»

Проведение занятий-экскурсий с детьми

4.

Котел

Инна Владимировна

Экскурсовод КВЦ «Радуга»

Проведение занятий-экскурсий с детьми

 

Педагогическое исследование осуществлятся в три этапа: подготовительный, формирующий, результативно–обобщающий. Содержание этапов прописано в программе эксперимента. Осуществление экспериментальной деятельности будет проходить согласно плану работы по реализации эксперимента. Разнообразие плановых мероприятий (методические встречи, семейные экскурсии, конкурсы и др.) позволят охватить экспериментальной работой всех участников образовательного процесса (педагоги, дети, родители), а также объединить усилия педагогических и музейных работников в процессе развития дошкольников.