Региональный проект патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста «Красота в моем мире»
Региональный проект нравственно-патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста «Красота в моем мире» на 2024-2025 уч. годы.
Описание проблемы
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной программой. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и культурных ценностей общества и предполагает формирование первичных представлений о малой родине, об Отечестве, о культурных ценностях нашего народа, о традициях. Проблемы, на решение которых направлен проект «Красота в моем мире», состоят в отсутствии художественного оснащения ДОУ и недостаточности форм использования потенциала музеев, галерей и других учреждений культуры для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
КВЦ «Радуга» предоставляет возможность ДОУ использовать опыт культурно-выставочной работы и фондов репродукций картин в патриотическом воспитании дошкольников: знакомиться с шедеврами живописи, познавать окружающий мир природы, развивать экологическую культуру, историческую память региона в формах, доступных для детей данной возрастной группы (игровой, познавательной и творческой) через участие в мероприятиях различных форматов, в том числе проектных.
Уникальность проекта определяется тематикой и формой музейных занятий, сопровождаемых передвижными мини-выставками художественных репродукций картин, оригиналы которых хранятся в различных музеях страны и мира, а также мини-выставками фотопейзажей природы и краеведения. Каждое музейное занятие сопровождается экскурсией с использованием игрового материала, сюрпризными моментами.
В ходе реализации проекта происходит развитие личности; художественных, познавательных, коммуникативных способностей детей, развитие речи.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
- предоставление возможности дошкольным образовательным учреждениям осуществлять патриотическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста на основе художественно-эстетического, экологического и краеведческого направления с использованием возможностей КВЦ «Радуга» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через восприятие репродукций мировой живописи;
- воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фотопейзажей родной природы;
- воспитание исторической памяти детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фоторепродукций уникальных мест малой родины и репродукций мировой живописи.
Задачи проекта:
- создание условий для проявления художественно-творческой активности детей;
- социально-культурная адаптация детей;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, образам природы родного края; развитие чувства гордости за достижения своей страны, воплощенным на полотнах живописцев.
Сроки реализации проекта
Для детей 5 - 7 лет– 2 года
Для детей 6 - 7 лет – 1 год
Реализация проекта осуществляется путем проведения занятий-экскурсий экскурсоводами центра с использованием форм, специфических для данной возрастной группы, по тридцати выставкам (Таблица 1), которые экспонируются как в залах центра, так и в образовательных учреждениях в течение учебного года. Для закрепления результатов взаимодействия предлагается практическая деятельность детей как отражение полученных знаний и впечатлений (рисование, лепка, опыты, тематические игры).
Педагогам предлагаются следующие формы сотрудничества:
- посещение КВЦ «Радуга»;
- проведение выездных занятий-экскурсий экскурсоводами центра на базе ДОУ;
- самостоятельное использование тематических комплектов репродукций на базе ДОУ;
- семейное посещение КВЦ «Радуга» по субботам (экскурсия-занятие и мастер-класс).
Для реализации проекта в течение учебного года необходимо провести не менее четырех занятий-экскурсий (количество не ограничено). Темы и сроки проведения определяются календарно-тематическим планом.
При условии полного выполнения календарно-тематического плана до 15 июня, кураторы и педагоги - участники проекта получают сертификаты (в электронном виде).
Детям предоставляется возможность принимать участие в открытиях выставок, во всероссийских акциях «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Ночь Географии», а также, по желанию, организовывать экскурсии выходного дня в КВЦ «Радуга» для родителей с детьми и педагогов.
В ходе реализации проекта проводятся тематические конкурсы творческих работ. По итогам конкурсов дети-победители получают дипломы, дети-участники – сертификаты.
Таблица 1
№ п/п |
Тема занятия- экскурсии |
Репродукционный ряд картин |
Художественно-эстетическое направление
|
||
«Дивные краски осени» |
1) Иванов Е.Т. Натюрморт с овощами (Огородные овощи) 2) Горавский А.Г. «Грибы. Этюд» 3) Крыжицкий К.Я. «Ранний снег» 4) Остроухов И.С. «Золотая осень» 5) Поленов В.Д. «Золотая осень» 6) Дубовской Н.Н. «На огороде» (предлагается нарисовать осенний пейзаж) |
|
«Зима-чародейка» |
1) Шишкин И.И. «На севере диком…» 2) Смирнов-Русецкий Б.А. «Слобода Берендея» 3) Сычков Ф.В. «Катание с гор» 4) Смирнов-Русецкий Б.А. «Иней» 5) Бродская Л.И. «Морозное утро», 6) Жуковский С.Ю. «Лесная дорога» (предлагается нарисовать зимний пейзаж) |
|
«Весны очарование» |
1) Саврасов А.К. «Грачи прилетели» 2) Федоров В.А. «Весна в Терпигореве» 3) Четвериков А.А. «Майские берёзы» 4) Жуковский С.Ю. «Весна в лесу» 5) Сергеев Н.А. «Яблони в цвету. В Малороссии» 6) Герасимов М.А. «Окно» (предлагается нарисовать весенний пейзаж) |
|
«В гостях у сказки» |
1) Васнецов В.М. «Иван-царевич на сером волке» 2) Васнецов В.М. «Царевна-лягушка» 3) Васнецов В.М. «Кощей бессмертный» 4) Васнецов В.М. «Ковёр-самолет» 5) Врубель М.А. «Царевна-Лебедь» 6) Маковский К.Е. «На попечении у бабушки» (нарисовать сказочного героя) |
|
«Морская стихия И.К. Айвазовского» |
1)Автопортрет 2) «Ниагарский водопад» 3)«Девятый вал» 4)«Чесменский бой» 5)«Спокойное море» 6)«Среди волн» (нарисовать морской пейзаж) |
|
«В гостях у Шишкина» |
1)Крамской. Портрет И.И. Шишкина Шишкин И.И.: 2)«Мухоморы» 3) «Дубовая роща» 4)«Туманное утро» 5) «Дождь в дубовом лесу» 6)«Утро в сосновом лесу» (нарисовать лесной пейзаж) |
|
«Натюрморт» |
1) Четвериков А.А. «Полевые цветы» 2) Серебрякова З.Е. «На кухне. Портрет Кати» 3) Хруцкий И.Ф. «Цветы и плоды» 4) Крылов П.Н. «Сирень и три лимона» 5) Роби Ж.Б. «Натюрморт с цветами и книгой» 6) Грабарь И.Э. «Яблоки» (сделать аппликацию «Натюрморт») |
|
«Детские образы в живописи» |
1) Брюллов К.П. «Всадница» 2) Прянишников И.М. «Дети на рыбалке» 3) Кустодиев Б.М. «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» 4) Брайтн Ривьер «Сочувствие» 5) Лемох К.В. «Варька» 6) Богданов-Бельский Н.П. «Дети на уроке» (нарисовать портрет друга, брата, сестры…) |
|
«Мир творческих профессий» |
1) Фирсов И.И. «Юный живописец» 2) Кипренский О.А. «Портрет поэта А.С. Пушкина» 3) Джордж Гамильтон Баррабл «Песня без слов» 4) Репин И.Е. «Композитор Антон Григорьевич Рубинштейн» 5) Пикассо П. «Девочка на шаре» 6) Дега Э. «Голубые танцовщицы» (Принять участие в словесной игре «Есть такая профессия…») |
|
«80 лет Великой Победы» |
1) Кривоногов П.А. «Защитники Брестской крепости» 2) Дормидонтов Н.И. «Ленинград в дни блокады» 3) Самсонов А.М. «Парад Победы.1945 год» 4) Лактионов А.И. «Письмо с фронта» 5) Кривоногов П.А. «Победа» 6) Самсонов М.И. «Сестрица» (рекомендовать родителям совместную прогулку в Парк Победы, сделать письмо-треугольник) |
|
«Дорога в космос» |
1) Парк покорителей космоса. Энгельс. Фото. 2) Плотнов А.И. «Ю.А. Гагарин» 3) Соколов А.К. «Домой» 4) Соколов А.К. «Перед стартом» 5) Соколов А.К. «Стартует «Союз-9» 6) Соколов А.К. «Свершилась стыковка» (рекомендовать родителям совместную прогулку в Парк покорителей космоса или к памятнику Ю.А. Гагарина) |
|
«Золотые слова: «Хлеб всему голова!» |
1) Пластов А.А. «Ужин трактористов» 2) Шишкин И.И. «Рожь» 3) Сычков Ф.В. «Жница» 4) Кустодиев Б.М. «Жатва» 5) Поленов В.Д. «Старая мельница» 6) Машков И.И. «Советские хлебы» (лепка из соленого теста или из пластилина в форме хлеба, батона, булочки и т.д…) |
|
«По аллее воинской славы» |
1) Фотоколлаж «Аллея воинской славы» Парк Победы. Саратов 2) Корин П.Д. «Александр Невский» 3) Штейбен К.К. «Граф Рымнинкский, князь Италийский, генералиссимус А.В. Суворов» 4) Шепелюк А. «Кутузов на командном пункте в день бородинского сражения» 5) Айвазовский И.К. «Синопский бой» 6) Присекин С.Н. «Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года» (рекомендовать родителям совместную прогулку в Парке Победы по Аллее воинской славы) |
|
«Александр Невский» |
1) П. Д. Корин «Александр Невский» 2) Е.Ю. Емельянов «Поединок с Ярлом». 3) Е.Ю. Емельянов «Ледовое побоище» (фрагмент диорамы) 4) Е.Ю. Емельянов «Возвращение во Псков» 5) Е.Ю. Емельянов «Ледовое побоище» (фрагмент диорамы) 6) Святой Александр Невский. (рекомендовать родителям совместную прогулку в Парке Победы по Аллее воинской славы, нарисовать воинские доспехи) |
|
«Богатыри земли русской» |
1) Васнецов В.М. «Богатыри» 2) Васнецов В.М. «Витязь на распутье» 3) Васнецов В.М. «Гусляры» 4) Васнецов В.М. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем» 5) Н.К. Рерих «Микула Селянинович» 6) Н.К. Рерих «Победа» (нарисовать богатыря или его доспехи) |
|
«А.П. Боголюбов– моряк, художник, просветитель, меценат. 200 лет со дня рождения» |
1) И.Е. Репин «Портрет А.П. Боголюбова» 1862 г., 2) А.П. Боголюбов «Замок святого ангела в Риме» 3) «Нижегородская ярмарка. (Колокольный ряд) 4) «Синопский бой 18 ноября 1853 года» 5) «Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года» 6) «Вид вечерней Москвы» 7)Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Памятник А.Н. Радищеву (фото). (сложить бумажный кораблик, завязать морской узел, рекомендовать родителям совместное посещение СГХМ им. А.Н. Радищева) |
|
Эколого-эстетическое направление
|
||
«Заповедной тропой Хвалынского парка» |
1) Панорама с видом на Волгу и город Хвалынск», 2) «Вход на экологическую тропу», 3) «Гора Богданиха. Меловые отложения», 4) «Лягушка в меловой луже», 5) «Хвалынская орхидея», 6) «У дупла» (большой пестрый дятел), 7) «Прострел раскрытый (сон-трава)», 8) карта Саратовской области (Принять участие в словесной игре «Я встретил на тропе…», рекомендовать родителям совместную прогулку в ближайшем сквере, парке, аллее, провести опыты с мелом – растворение и гашение кислой водой) |
|
«Насекомые Хвалынского парка» |
1) «Весна» (пчела) 2) «Большой муравейник» 3) «Божья коровка семиточечная» 4) «Бабочки Павлиний глаз и лимонница» 5) «Богомол» 6) «Стрекоза» (Принять участие в словесной игре «Вот, что я знаю…», нарисовать любимое насекомое) |
|
«Животные Хвалынского парка»
|
1) Волк. НПХ. Фото 2) Кабан. НПХ. Фото 3) Лось. НПХ. Фото 4) Лисята у норы. НПХ. Фото 5) Сурок байбак. НПХ. Фото 6) Ёж обыкновенный. НПХ. Фото. (Принять участие в словесной игре «Вот, что я знаю…», нарисовать любимое животное) |
|
«Животные мира»
|
1) Лев. Фото 2) Коала. Фото 3) Жираф. Фото 4) Павлин. Фото 5) Пингвин. Фото 6) Морская черепаха. Фото (Принять участие в словесной игре «Вот, что я знаю…», нарисовать любимое животное) |
|
«Природа родного края. Реки»
|
1) Река Соколка. Новобурасский р - н. Фотопейзаж 2) Река Большой Иргиз. Вид с воздуха. Фотопейзаж 3) Тихомиров А.Ю. «Девушка Иргиз» и «Дедушка Хопер» 4) Река Хопер. Балашовский р-н. Фотопейзаж 5) Родник. Серебряный. Базарно-Карабулакский район. Фотопейзаж 6) Автомобильный мост через Волгу. Фотопанорама (Принять участие в беседе «Зачем нужны реки?», рекомендовать родителям совместную прогулку к реке) |
|
«Течет река Волга» |
1) Исток реки Волги. Фотопейзаж. 2) «Волга у Саратова». Доливо - Добровольский М.И. 3) «На Волге». (1918г.) Лаховский А.Б., 4) «Свежий ветер. Волга». Левитан И.И. 5) «Волга у Жигулевских гор». Айвазовский И.К. 6) Село Зольное Самарской области (Жигулевские горы). Фотопейзаж. (рекомендовать родителям совместную прогулку по Набережной космонавтов) |
|
«Красота гор» |
1) «Гималаи». Фотопейзаж 2) «Путь на Кайлас». Рерих Н.К. Репродукция 3) «Канченджанга». Рерих Н.К. Репродукция 4) «Великий дух Гималаев». Рерих Н.К. Репродукция 5) «Святогор». Рерих Н.К. Репродукция 6) «Звезда героя». Рерих Н.К. Репродукция (нарисовать горный пейзаж) |
|
«Волшебная кладовая природы» |
1) Симбирцит в раковине аммонита. Фотопейзаж 2) Янтарь. Фотопейзаж 3) Горный хрусталь с включением хлорита. Фотопейзаж 4) Малахит. Фотопейзаж 5) Сердолик. Фотопейзаж 6) Агат моховой, пейзажный. Фотопейзаж (провести опыты с мелом – растворение и гашение кислой водой) |
|
«Где живет вода» |
1) Водопад Виктория. Африка. Фотопейзаж. 2) Побережье Тихого океана. Австралия. Фотопейзаж. 3) Каналы Венеции. Фотопейзаж. 4) Пустыня. Дубаи. Фотопейзаж. 5) Айсберг. Антарктида. Фотопейзаж. 6) Фонтан Треви. Рим. Фотопейзаж. (провести опыты с фильтрацией воды) |
|
«Соль дороже золота» |
1) Айвазовский И.К. «Волга» 2) Вид океана. Фото. 3) Бык-солевоз. Энгельс. Фото. 4) Добыча соли в Илецке. Фото. 5) Добыча соли в Крыму. Фото. 6) Панорама Покровска. 1900 год. (провести опыты с солью – растворение и кристаллизация) |
|
Краеведческое направление
|
||
«Мой город на Волге» |
1) Памятник Петру I. Музейная площадь. Фото. 2) Набережная космонавтов. Фото. 3) Сергей Кирин. Памятник городовому. (В.В. Гришин). Фото. 4) СГК им. Л.В. Собинова. Фото. 5) Памятник братьям Никитиным. Фото. 6) Знак «Труженикам тыла». Фото. (рекомендовать родителям совместную прогулку по центру города) |
|
«Укек – город Золотой Орды» |
1) Вид на Увекское городище с Волги. Фото 2) Артефакты, найденные на месте раскопок. Работа археологов. Фото 3) Постройка ремесленного квартала. Сарай-Бату. Фото 4) Дворец хана. Сарай-Бату.Фото 5) Чигирь. Сарай-Бату. Фото 6) Тихомиров А.Ю. «Укек». Репродукция (поиграть в «Юных археологов») |
|
7) |
«Саратовская глиняная игрушка»
|
1) «Ух ты!» Саратовская гармошка с колокольчиками. Жженка. СГХМ имени А.Н. Радищева. Фото 2)«Глиняный петушок». Сушка. Гуделка однотональная. Коллекция П.П. Африкантова. Фото 3)Дымковская и Каргопольская игрушка. Фото 4)«Гончар». Фото 5)«Лошадка и овечка». Репродукция 6)«Конь синегривый». Сушка. Фото (слепить глиняную игрушку с ямчатым узором) |
8) |
«Символы Саратовской области» |
1) Герб Саратовской области. Фото. 2) Автомобильный мост через Волгу. Фото. 3) Памятник Саратовской гармошке. В. Пальмин. Проспект Кирова. Фото 4) Саратовский калач. Фото. 5) Куриловская тюльпанная степь. Новоузенский район. Фото. 6) Дрофа. Фото. (нарисовать герб Саратовской области, познакомиться с символами «очно») |
9) |
«Легенды и предания Саратовского края» |
1)«Панорама с видом на Волгу» фотопейзаж 2)«Змеёвы горы» фотопейзаж 3)«Река Медведица» и «Медведица» 4) «Кудеярова пещера» и «Кудеяр» 5)«О Волге и двух богатырях» 6)«Русский богатырь» (Принять участие в словесной игре «Расскажи легенду») |
Формы сотрудничества на 2024-25 учебный год
- посещение КВЦ «Радуга»;
- проведение выездных занятий-экскурсий экскурсоводами центра на базе ДОУ;
- самостоятельное использование тематических комплектов репродукций на базе ДОУ;
- семейное посещение КВЦ «Радуга» по субботам (экскурсия-занятие и мастер-класс).
Для реализации проекта в течение учебного года необходимо провести не менее четырех занятий-экскурсий (количество не ограничено).
По всем вопросам вас проконсультирует куратор проекта Фокина Людмила Юрьевна, тел: 26-21-77, 89085589338
Информация по экспонированию выставок и по проведению конкурсов размещается на сайте КВЦ «Радуга» www.radugasar.ru и обновляется в течение учебного года.