Красота в моём мире (региональный проект патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста) для ДОУ г. Саратова и Саратовской области
Единый региональный проект патриотического направления для детей старшего дошкольного возраста "Красота в моем мире"
Описание проекта
Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной Программой. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и культурных ценностей общества и предполагает формирование первичных представлений о малой родине, об Отечестве, о культурных ценностях нашего народа, о традициях. Проблемы, на решение которых направлен проект «Красота в моем мире», состоят в отсутствии художественного оснащения ДОУ и недостаточности форм использования потенциала музеев, галерей и других учреждений культуры для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
КВЦ «Радуга» предоставляет возможность ДОУ использовать опыт культурно-выставочной работы и фондов репродукций картин в патриотическом воспитании дошкольников: знакомиться с шедеврами живописи, познавать окружающий мир природы, развивать экологическую культуру, историческую память региона в формах, доступных для детей данной возрастной группы (игровой, познавательной и творческой) через участие в мероприятиях различных форматов, в том числе проектных.
Уникальность проекта определяется тематикой и формой музейных занятий, сопровождаемых передвижными мини-выставками художественных репродукций картин, оригиналы которых хранятся в различных музеях страны и мира, а также мини-выставками фотопейзажей природы и краеведения. Каждое музейное занятие сопровождается экскурсией с использованием игрового материала, сюрпризными моментами.
В ходе реализации проекта происходит развитие личности; художественных, познавательных, коммуникативных способностей детей, развитие речи.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
- предоставление возможности дошкольным образовательным учреждениям осуществлять патриотическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста на основе художественно-эстетического, экологического и краеведческого направления с использованием возможностей КВЦ «Радуга» и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через восприятие репродукций мировой живописи;
- воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фотопейзажей родной природы;
- воспитание исторической памяти детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фоторепродукций уникальных мест малой родины и репродукций мировой живописи.
Задачи проекта:
- создание условий для проявления художественно-творческой активности детей;
- социально-культурная адаптация детей;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, образам природы родного края; развитие чувства гордости за достижения своей страны, воплощенным на полотнах живописцев.
Сроки реализации проекта
Для детей 5 - 7 лет– 2 года
Для детей 6 - 7 лет – 1 год
Реализация проекта осуществляется путем проведения занятий-экскурсий экскурсоводами центра с использованием форм, специфических для данной возрастной группы, по двадцати шести выставкам (Таблица 1), которые экспонируются как в залах центра, так и в образовательных учреждениях в течение учебного года.
Предлагаются педагогам следующие формы сотрудничества: посещение КВЦ «Радуга»; самостоятельное использование тематических комплектов репродукций на базе ДОУ.
Для реализации проекта в течение учебного года необходимо провести не менее пяти занятий-экскурсий (количество не ограничено). Темы и сроки проведения определяются календарно-тематическим планом.
При условии полного выполнения календарно-тематического плана до 15 августа, кураторы и педагоги - участники проекта получают сертификаты (в электронном виде).
Детям предоставляется возможность принимать участие в открытиях выставок, во всероссийских акциях «Ночь музеев», «Ночь искусств», «Ночь Географии», а также, по желанию, организовывать экскурсии выходного дня в КВЦ «Радуга» для родителей с детьми и педагогов.
По окончании каждого года реализации проекта проводится тематический конкурс творческих работ. По итогам конкурса дети-победители получают дипломы, дети-участники – сертификаты.
Таблица 1
№ п/п |
Тема занятия- экскурсии |
Репродукционный ряд картин |
Художественно-эстетическое направление
|
||
1 |
«Дивные краски осени» |
|
2 |
«Зима-чародейка» |
|
3 |
«Весны очарование» |
|
4 |
«В мире сказок и былин» |
|
5 |
«Морская стихия И.К. Айвазовского» |
|
6 |
«В гостях у Шишкина» |
1)Крамской. Портрет И.И. Шишкина Шишкин И.И.: 2)«Мухоморы» 3) «Дубовая роща» 4)«Туманное утро» 5) «Дождь в дубовом лесу» 6)«Утро в сосновом лесу» |
7 |
«Натюрморт» |
|
8 |
«Детские образы в живописи» |
|
9 |
«Делу время - потехе час» |
|
10 |
«Мир творческих профессий» |
|
11 |
«Образы, рожденные войной» |
|
12 |
«Дорога в космос» |
|
13 |
«Золотые слова: «Хлеб всему голова!» |
|
14 |
«Хорошо в деревне летом» |
|
15 |
«По аллее воинской славы» |
1)Фотоколлаж «Аллея воинской славы» Парк Победы. Саратов 2)Корин П.Д. «Александр Невский» 3)Штейбен К.К. «Граф Рымнинкский, князь Италийский, генералиссимус А.В. Суворов» 4) Шепелюк А. «Кутузов на командном пункте в день бородинского сражения» 5) Айвазовский И.К. «Синопский бой» 6) Присекин С.Н. «Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года» |
Эколого-эстетическое направление
|
||
16 |
«Заповедной тропой Хвалынского парка» |
1) Панорама с видом на Волгу и город Хвалынск», 2) «Вход на экологическую тропу», 3) «Гора Богданиха. Меловые отложения», 4) «Лягушка в мелу», 5) «Хвалынская орхидея», 6) «У дупла» (большой пестрый дятел), 7) «Прострел раскрытый (сон-трава)», 8) карта Саратовской области |
17 |
«Насекомые Хвалынского парка»
|
1) «Весна» (пчела) 2) «Большой муравейник» 3) «Божья коровка семиточечная» 4) «Бабочки Павлиний глаз и лимонница» 5) «Богомол» 6) «Стрекоза» |
18 |
«Животные Хвалынского парка» |
1) Волк 2) Кабан 3) Лось 4) Лисята у норы 5) Сурок байбак 6) Ёж обыкновенный |
19 |
«Животные мира» |
1) Лев. Фото 2) Коала. Фото 3) Жираф. Фото 4) Павлин. Фото 5) Пингвин. Фото 6) Морская черепаха. Фото |
20 |
«Природа родного края. Реки» |
1) Река Соколка. Новобурасский р - н. Фотопейзаж 2) Река Большой Иргиз. Вид с воздуха. Фотопейзаж 3) Тихомиров А.Ю. «Девушка Иргиз» и «Дедушка Хопер» 4) Река Хопер. Балашовский р-н. Фотопейзаж 5) Родник. Серебряный. Базарно-Карабулакский район. Фотопейзаж 6) Автомобильный мост через Волгу. Фотопанорама |
21 |
«Течет река Волга» |
1) Исток реки Волги. Фотопейзаж 2) «Волга у Саратова». Доливо - Добровольский М.И. 3) «На Волге». (1918г.) Лаховский А.Б., 4) «Свежий ветер. Волга». Левитан И.И. 5) «Волга у Жигулевских гор». Айвазовский И.К. 6) Село Зольное Самарской области (Жигулевские горы). Фотопейзаж |
22 |
«Красота гор» |
1) «Гималаи». Фотопейзаж 2) «Путь на Кайлас». Рерих Н.К. Репродукция 3) «Канченджанга». Рерих Н.К. Репродукция 4) «Великий дух Гималаев». Рерих Н.К. Репродукция 5) «Святогор». Рерих Н.К. Репродукция 6) «Звезда героя». Рерих Н.К. Репродукция |
23 |
«Волшебная кладовая природы» |
1) Симбирцит в раковине аммонита. Фотопейзаж 2) Янтарь. Фотопейзаж 3) Горный хрусталь с включением хлорита. Фотопейзаж 4) Малахит. Фотопейзаж 5) Сердолик. Фотопейзаж 6) Агат моховой, пейзажный. Фотопейзаж |
24 |
«Где живет вода» |
1) Водопад Виктория. Африка. Фотопейзаж. 2) Побережье Тихого океана. Австралия. Фотопейзаж. 3) Каналы Венеции. Фотопейзаж. 4) Пустыня. Дубаи. Фотопейзаж. 5) Айсберг. Антарктида. Фотопейзаж. 6) Фонтан Треви. Рим. Фотопейзаж. |
Краеведческое направление |
||
25 |
«Укек – город Золотой Орды» |
1) Вид на Увекское городище с Волги. Фото 2) Артефакты, найденные на месте раскопок. Работа археологов. Фото 3) Постройка ремесленного квартала. Сарай-Бату. Фото 4) Дворец хана. Сарай-Бату.Фото 5) Чигирь. Сарай-Бату. Фото 6) Тихомиров А.Ю. «Укек». Репродукция |
26 |
«Саратовская глиняная игрушка»
|
1) «Ух ты!» Саратовская гармошка с колокольчиками. Жженка. СГХМ имени А.Н. Радищева. Фото
2)«Глиняный петушок». Сушка. Гуделка однотональная. Коллекция П.П. Африкантова. Фото 3)Дымковская и Каргопольская игрушка. Фото 4)«Гончар». Фото 5)«Лошадка и овечка». Репродукция 6)«Конь синегривый». Сушка. Фото |
27 |
«Символы Саратовской области» |
1) Герб Саратовской области. Фото. 2) Автомобильный мост через Волгу. Фото. 3) Памятник Саратовской гармошке. В. Пальмин. Проспект им.П.А.Столыпина. Фото 4) Саратовский калач. Фото. 5) Куриловская тюльпанная степь. Новоузенский район. Фото. 6) Дрофа. Фото. |
Формы сотрудничества на 2022-23 учебный год
- Посещение экскурсий, проводимые в КВЦ «Радуга».
- Использование художественных репродукций КВЦ «Радуга» в ОУ.
По всем вопросам вас проконсультирует куратор проекта Фокина Людмила Юрьевна, тел: 26-21-77, 89085589338
Информация по экспонированию выставок и по проведению конкурсов размещается на сайте КВЦ «Радуга» www.radugasar.ru и обновляется в течение учебного года.