Афиша сменных выставок


Альбрехт Дюрер «Се человек»


«Волга - от истоков до устья»


Живопись Питера Рубенса к 440 - летию со дня рождении


Храмы русского Севера и Рязани


Выставка "Дорога в космос"


смотреть архив

Пояснительная записка

 

Система воспитания и обучения детей дошкольного возраста, построенная на основе личностно ориентированного подхода, позволяет спроектировать образовательный маршрут ребенка с учётом индивидуальных особенностей его развития, социального запроса со стороны родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим большое значение приобретает дополнительное образование, которое усиливает вариативную составляющую общего образования, создаёт условия для практического применения полученных знаний и навыков дошкольников и повышает познавательную мотивацию детей.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившим в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть следующих направленностей: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других направленностей.

Использование в образовательном процессе дошкольными учреждениями дополнительных образовательных программ удовлетворяет интересы дошкольников, и запросы родителей в части образовательных потребностей по дополнительным услугам.

Ещё С.Л. Рубинштейн отмечал, что развитая личность есть развитая сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого процесса, очевидно, заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности.

На современном этапе ратифицируется культуросообразный подход к образованию. Такие учёные, как А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Е.А. Вавилин, Ю.Г. Волков, Э.В. Ильенков, Л.Н. Каган и др. показали колоссальное значение культуры в обогащении духовного мира личности. В этой связи образование выступает для ребёнка как посредник в освоении культурного опыта и как условие его духовного роста.

Применительно к дошкольному возрасту надо отметить научные разработки Лыковой И.А., в частности программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». Построение и реализация данной программы осуществляются по ряду дидактических принципов, одним из которых является принцип культуросообразности, означающий построение и/или корректировку универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций.

Говоря о возможностях применения репродукций картин мировой живописи в образовательном процессе, укажем на вклад в развитие данного направления, сделанный Ландберг О.А., Пурнис Н.Е., Соловьёвой Е.А. – разработчиками научно-концептуальных аспектов социокультурного проекта «Использование репродукций шедевров мировой живописи в решении практических задач (развития, адаптации, реабилитации)». В нём учёные указали на полифункциональность репродукций, проявляющуюся в решении ряда задач:

-          культурно-просветительских (формирование и развитие эстетических потребностей, приобщение к ценностям отечественной и зарубежной живописи, шедеврам классического и современного изобразительного искусства);

-          воспитательных (формирование эстетических принципов и идеалов личности и общества, толерантности, патриотизма, культуры межнационального общения через ознакомление с наследием мировой живописи, воспитание чувства красоты и эмоционального восприятия);

-          оздоровительных (реабилитация, ускорение процесса выздоровления, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.);

-          образовательных (обучение, раскрытие творческого потенциала, социально-культурная адаптация, социализация).

Отсюда встаёт проблема продолжения «выращивания» таких образовательных практик, которые бы согласовывались с идеями гуманизации, диалогичности, природо- и культуросообразности педагогического процесса. Одним из путей решения выше обозначенной проблемы может стать появление новых программ дополнительного художественного образования детей.

Поэтому разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающая программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесём в свой мир Красоту» художественной направленности (далее Программа) стали для нас актуальными и своевременными.

Данная Программа разработана на основе использования репродукций шедевров мировой живописи в процессе развития детей и предоставляет возможность успешно осваивать культурное пространство современной для них жизни, видеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Восприятие мировых шедевров даст возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приведёт к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры, а также к наиболее продуктивному проявлению основных элементов «Я-концепции-творца». Осваивая репродукции, ребёнок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных, душевных и творческих сил. Разнообразные сюжеты становятся его миром, пространством возможной реализации, и ребёнок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее живописи – его прошлое и будущее.

Таким образом, вышесказанное позволяет говорить о педагогической целесообразности Программы, которая нами рассматривается в широком смысле как взаимодействие объекта (репродукции) и субъекта (ребенка) и в более узком – как педагогическая деятельность, отвечающая не только условиям данной Программы, но и общему развитию детей, основывающаяся на законах и особенностях данного развития.

Приоритетной целью Программы является – развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе эмоционального восприятия репродукций мировой живописи.

Достижение цели осуществляется путем реализации следующих задач:

  1.        Развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенных на полотнах великих художников.
  2.        Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.
  3.        Создание условий для проявления художественно-творческой активности детей.
  4.        Социально-культурная адаптация детей.
  5.        Приобщение к наследию мировой живописи педагогов и родителей, через вовлечение их в процесс формирования миниэкспозиций дома и посещения экскурсий в Культурно-выставочном центре «Радуга» г. Саратова (далее КВЦ «Радуга»).

Отличительными особенностями Программы от имеющихся (Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту» - М.: «Детство-Пресс», 2004, с. 272; Гросул Н. В., Коротеева Е. И., Радомская О. И. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время» - М.: «Просвещение», 2008, с. 208; и др.) являются:

-          вариативность образовательных маршрутов для детей путём выбора тем занятий-экскурсий вариативной части Программы;

-          наличие регионального компонента, представленного занятием «Частица Родины моей»;

-          создание культурно-образовательной среды дошкольного учреждения, через организацию художественных музеев, вернисажей, галерей в помещениях дошкольного учреждения;

-          формирование миниэкспозиций в условиях семьи ребёнка;

-          использование высококачественных репродукций шедевров мировой живописи Издательского дома «Агни» г. Самары, представленных в КВЦ Радуга.

В реализации данной Программы могут участвовать дети от 5 до 7 лет (дети 6 – 7 лет – 1 год обучения или дети 5 – 7 лет – 2 года обучения), в связи с этим процесс дополнительного образования детей может быть спланирован:

а).     Для детей 5 – 7 лет сроком на два года с проведением обязательных занятий-экскурсий вариативной части Программы в первый год обучения и не менее пяти занятий инвариантной части – во второй год обучения.

б).    Для детей 6 – 7 лет сроком на один год с проведением занятий вариативной и инвариантной частей.

В структуру Программы входят 16 занятий вариативной и инвариантной частей, а также вводное и итоговое занятия («Давайте знакомиться!», «Внесём в свой мир Красоту»).

Инвариантная часть состоит из обязательных занятий-экскурсий развивающего характера, количество которых зависит от срока обучения.

Вариативная часть включает в себя не менее пяти развивающих занятий-экскурсий по выбору педагога.

Вводное занятие «Давайте знакомиться!» предполагает знакомство экскурсовода с детьми. В процессе специально подобранных дидактических игр экскурсовод выявляет интересы детей, объем их знаний, умений, навыков, а также индивидуальные особенности и потенциальные возможности.

Итоговое занятие «Внесём в свой мир Красоту» проводится в форме творческой мастерской, работа которой направлена на удовлетворение художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами проектной или изобразительной деятельностей. Выполненные детьми творческие работы подаются на конкурс «Красота в моём мире» или «Если видишь на картине…».

Реализация содержания программы осуществляется путём проведения экскурсоводом занятий-экскурсий в формах бесед, путешествий и посиделок. Длительность каждого занятия, в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, составляет: для детей 5 – 6 лет – 25 минут, 6 – 7 лет – 30 минут. Режим занятий представлен в таблице 1.

                                                                                                                                                    Таблица 1 

№ п.п.

Возраст

детей

Срок реализации программы

Общее количество занятий

минимум

максимум

  1.  

5 – 7 лет

2 года

10

16

  1.  

6 – 7 лет

1 год

9

16

 

Каждое занятие-экскурсия носит развивающий характер, имеет три части (мотивационную, открытие нового материала, итоговую) и обеспечено демонстрационными материалами (репродукции картин, игровое оборудование и т.д.).

Занятие-экскурсия проводится по разработанным конспектам, с использованием приёмов музейной педагогики, основанной на диалоге и индивидуальном подходе. Игровая форма проведения занятий захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость. В процессе занятия используются приёмы «вхождения» в картину, «оживления» картины, составления композиций, натюрмортов, методы развивающего обучения: поисково-исследовательский, эвристический, проблемный, а также приемы здоровьесберегающих технологий.

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

-          повышение художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста;

-          удовлетворение запроса родителей на дополнительное образование детей в условиях дошкольного учреждения;

-          увеличение количества дошкольных учреждений, использующих в образовательном процессе репродукции шедевров мировой живописи Издательского дома «Агни» г. Самары.

Для выявления степени достижения ожидаемых результатов рекомендуем использовать следующие способы:

-          диагностическое обследование детей (диагностическая карта);

-          формирование банка данных об использовании репродукций в дошкольных учреждениях (форма 1);

-          анкетирование родителей (анкета №1, №2).

Более подробно способы проверки конечных результатов представлены в разделе IV. Методическое обеспечение.

Формой подведения итогов реализации Программы является конкурс творческих проектов «Красота в моём мире» или конкурс творческих работ «Если видишь на картине…».

В заключение следует отметить, что Программа носит открытый характер и при её методически грамотной адаптации может быть реализована различными учреждениями культуры и образования г. Саратова и Саратовской области, а также других областей.