Красота в моём мире (художественно-эстетическое, экологическое, краеведческое направления) для ДОУ г. Саратова и Саратовской области
Единый региональный социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста
Описание проекта
Проблемы, на решение которых направлен проект «Красота в моем мире», состоят в отсутствии художественного оснащения ДОУ и недостаточности форм использования потенциала музеев, галерей и других учреждений культуры в популяризации сокровищницы мирового художественного наследия, в отсутствии системного подхода в деле экологического просвещения и воспитания для сохранения природы, бережного отношения к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста, а также почитание традиций и культуры малой Родины.
Вопросы культуры - художественной, экологической и краеведческой встают перед обществом в полный рост, становясь приоритетными не только в нашей стране, но и в мире. От того, как они будут решаться с детьми, начиная с дошкольного возраста, зависит историческое будущее региона, нашей страны и окружающей природной среды.
Опыт культурно-выставочной работы и экспозиционных возможностей КВЦ «Радуга» предоставляет ДОУ развивать художественный вкус дошкольников, познавать окружающий мир природы, развивать экологическую культуру и историческую память региона в формах, доступных для детей данной возрастной группы (игровой, познавательной и творческой активности). Это обеспечивает художественно-эстетическое, экологическое, познавательное развитие ребенка посредством участия в мероприятиях различных форматов, в том числе проектных.
Уникальность проекта определяется тематикой и формой музейных занятий, сопровождаемых передвижными мини-выставками художественных репродукций картин, оригиналы которых хранятся в различных музеях страны и мира, а также мини-выставками фотопейзажей природы и краеведения. Каждое музейное занятие сопровождается экскурсией с использованием игрового материала, сюрпризными моментам и тематическими музыкальными подборками.
Отличительные особенности проекта:
• проект включает в себя три направления: художественно-эстетическое, эколого-эстетическое, краеведческое;
• наличие регионального компонента;
В ходе реализации проекта происходит развитие личности и способностей детей не только художественно-эстетической направленности, но и экологической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи проекта
Цели проекта:
• предоставление возможности дошкольным образовательным учреждениям осуществлять художественно-эстетическое, экологическое и краеведческое воспитание в системе, способствующей гармоничному развитию ребенка старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
• развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через восприятие репродукций мировой живописи;
• воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фотопейзажей родной природы;
• воспитание исторической памяти детей старшего дошкольного возраста через восприятие высококачественных фоторепродукций уникальных традиций и мест малой родины и репродукций мировой живописи.
Задачи проекта:
• создание условий для проявления художественно-творческой активности детей;
• социально-культурная адаптация детей;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• развитие положительного эмоционально-осознанного отношения к художественным образам, воплощенным на полотнах великих живописцев;
• распространение результатов проекта на территории г. Саратова и Саратовской области.
Сроки реализации проекта
Для детей 5 - 7 лет – 2 года
Для детей 6 - 7 лет – 1 год
Реализация проекта осуществляется путем проведения занятий-экскурсий экскурсоводами центра с использованием форм, специфических для данной возрастной группы, по двадцати пяти выставкам (Таблица 1), которые экспонируются как в залах центра, так и в образовательных учреждениях в течение учебного года. В связи с карантинными мероприятиями предлагаются следующие формы сотрудничества: очные (посещение КВЦ «Радуга» группами не более пяти человек; использование тематических комплектов репродукций педагогами на базе ДОУ) и заочные (онлайн-экскурсия, использование видеозаписи экскурсии).
Для реализации проекта в течение учебного года необходимо провести не менее шести занятий-экскурсий (количество не ограничено). Темы и сроки проведения определяются календарно-тематическим планом.1
При условии полного выполнения календарно-тематического плана до 15 августа, кураторы и педагоги - участники проекта получают сертификаты (в электронном виде).
Детям предоставляется возможность принимать участие в открытиях выставок, а также, по желанию педагогов и родителей организовывать экскурсии выходного дня в КВЦ «Радуга» для родителей с детьми и педагогов.
По окончании каждого года реализации проекта проводится тематический конкурс творческих работ «Красота в моем мире». По итогам конкурса дети-победители получают дипломы, дети-участники – сертификаты.
Информация по экспонированию выставок и по проведению конкурсов размещается на сайте КВЦ «Радуга» www.Radugasar.ru и обновляется в течение учебного года.
Примечание*
При выборе тем, учитывайте необходимость всестороннего развития ребенка. Подберите занятия разной направленности, например: 3 занятия художественно-эстетических, 2 экологических, 1 краеведческое. Педагогам предоставляется право выбора. В ходе работы по проекту допускается корректировка календарно-тематического плана, т.е.:
- замена тем внутри плана;
- перенос сроков проведения экскурсий (но не позже 15 августа текущего учебного года).
Таблица 1
№ п/п |
Тема занятия- экскурсии |
Репродукционный ряд картин |
Художественно-эстетическое направление
|
||
1 |
Частица Родины моей |
|
2 |
«Дивные краски осени» |
|
3 |
«Зима-чародейка» |
|
4 |
«Весны очарование» |
|
5 |
«В мире сказок и былин» |
|
6 |
«Морская стихия И.К. Айвазовского» |
|
7 |
«В гостях у Шишкина» |
1)Крамской. Портрет И.И. Шишкина Шишкин И.И.: 2)«Мухоморы» 3) «Дубовая роща» 4)«Туманное утро» 5) «Дождь в дубовом лесу» 6)«Утро в сосновом лесу» |
8 |
«Натюрморт» |
|
9 |
«Детские образы в живописи» |
|
10 |
«Делу время - потехе час» |
|
11 |
«Мир творческих профессий» |
|
12 |
«Образы, рожденные войной» |
|
13 |
«Дорога в космос» |
|
14 |
«Золотые слова: «Хлеб всему голова!» |
|
15 |
«Хорошо в деревне летом» |
|
16 |
«По аллее воинской славы» |
1)Фотоколлаж «Аллея воинской славы» Парк Победы. Саратов 2)Корин П.Д. «Александр Невский» 3)Суриков В. «Переход Суворова через Альпы» 4) Шепелюк А. «Кутузов на командном пункте в день бородинского сражения» 5) Айвазовский И.К. «Синопский бой» 6) Присекин С.Н. «Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и К.К.Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года» |
Эколого-эстетическое направление
|
||
1 |
«Заповедной тропой Хвалынского парка» |
8)Муравейник на экологической тропе. Фотопейзаж |
2 |
«Природа родного края. Реки»
|
1) Река Соколка. Новобурасский р - н. Фотопейзаж 2) Река Иргиз. Вид с воздуха. Фотопейзаж 3) Тихомиров А.Ю. «Девушка Иргиз». 4) Река Хопер. Балашовский р-н. Фотопейзаж 5) Родник. Саратов. Улица 4-я Дачная. Фотопейзаж 6) Автомобильный мост через Волгу. Фотопанорама |
3 |
«Волга в живописи русских художников» |
1) «Свежий ветер. Волга». Левитан И.И. 2) «Волга у Саратова». Доливо - Добровольский М.И. 3) «На Волге». (1918г.) Лаховский А.Б., 4) «Астрахань». Доливо - Добровольский М.И. 5) «Волга у Жигулевских гор». Айвазовский И.К. 6) «Волга». Айвазовский И.К.
|
4 |
«Красота гор» |
1) «Гималаи». Фотопейзаж 2) «Путь на Кайлас». Рерих Н.К. Репродукция 3) «Брахмапутра». Рерих Н.К. Репродукция 4) «Звезда утра». Рерих Н.К. Репродукция 5) «Закат». Рерих Н.К. Репродукция 6) «Звезда героя». Рерих Н.К. Репродукция |
5 |
«Волшебная кладовая природы» |
1) Симбирцит в раковине аммонита. Фотопейзаж 2) Янтарь. Фотопейзаж 3) Горный хрусталь с включением хлорита. Фотопейзаж 4) Кварцевая жеода в халцедоне. Фотопейзаж 5) Сердолик. Фотопейзаж 6) Агат моховой, пейзажный. Фотопейзаж
|
6 |
«Где живет вода» |
1) Родник. Национальный парк Хвалынский. Фотопейзаж. 2) Водопад Виктория. Африка. Фотопейзаж. 3) Побережье Тихого океана. Австралия. Фотопейзаж. 4) Каналы Венеции. Фотопейзаж. 5)Пустыня. Дубаи. Фотопейзаж. 6) Айсберг. Антарктида. Фотопейзаж. 7) Фонтан Треви. Рим. Фотопейзаж. |
Краеведческое направление |
||
1 |
«Укек – город Золотой Орды» |
|
2 |
«Саратовская глиняная игрушка»
|
|
3 |
«Символы Саратовской области» |
В. Пальмин. Проспект Кирова. Фото
|
Рабочий план реализации проекта
№ п.п. |
Мероприятие |
Сроки |
Исполнитель |
Подготовительный этап |
|||
1 |
Информационная рассылка электронных писем руководителям отделов образований и директорам дошкольных образовательных учреждений г. Саратова о возможности участия ДОУ в социально-значимом проекте «Красота в моем мире» |
август
|
КВЦ «Радуга» |
2 |
Приём документов от ДОУ, желающих принять участие в проекте |
с 1 сентября до 9 октября |
КВЦ «Радуга» |
3 |
Планирование работы по реализации проекта |
сентябрь - октябрь
|
ДОУ, КВЦ «Радуга» |
4 |
Оформление документации по проекту |
до 19 октября |
КВЦ «Радуга» |
Основной этап |
|||
1 |
Проведение экскурсий по тематическим выставкам (очно, заочно) |
В течение учебного года |
Экскурсоводы КВЦ «Радуга», |
2 |
Корректировка календарно-тематических планов |
В течение учебного года |
Кураторы КВЦ «Радуга» и ДОУ
|
Заключительный этап |
|||
1 |
Размещение информации о ходе и результатах проекта на сайте radugasar.ru |
В течение года |
КВЦ «Радуга» |
Формы сотрудничества на 2020-21 учебный год
1. Посещение экскурсий, проводимые в КВЦ «Радуга».
2. Использование художественных репродукций КВЦ «Радуга» в ОУ.
3. Проведение онлайн-экскурсии экскурсоводом КВЦ «Радуга»
4. Использование видеозаписи экскурсии КВЦ «Радуга»
По всем вопросам вас проконсультирует куратор проекта Фокина Людмила Юрьевна, тел: 26-21-77, 89085589338