Афиша сменных выставок


Альбрехт Дюрер «Се человек»


«Волга - от истоков до устья»


Живопись Питера Рубенса к 440 - летию со дня рождении


Храмы русского Севера и Рязани


Выставка "Дорога в космос"


смотреть архив

Итоговый отчет по экспериментальной работе

18 февраля 2014 года на заседании Научно-методического совета ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» был заслушан итоговый отчет о результатах работы экспериментальной площадки. Члены совета единогласно признали полученные результаты эксперимента положительными, было вынесено решение: «Признать программу эксперимента по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений» на базе Культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратова выполненной в целом. Экспериментальную площадку закрыть».
 
Отчет
о результатах эксперимента по теме «Оптимизация процесса развития
художественно–творческой активности детей 5–7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»
на базе культурно–выставочного центра «Радуга» г. Саратова

 

Культурно-выставочный центр «Радуга» расположен по адресу г. Саратов ул. Кутякова, 18 и действует на основании Устава. Одним из основных направлений деятельности центра является знакомство населения города всех социальных групп и всех возрастов с художественными репродукциями шедевров мировой живописи посредством экскурсионного обслуживания в выставочных залах. С целью обеспечения доступности деятельности центра для детей дошкольного возраста сотрудниками была разработана программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности. Данная программа направлена на развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического восприятия репродукций мировой живописи. В процессе взаимодействия с дошкольными работниками по вопросам реализации программы было выяснено, что ее использование позволит сделать процесс развития художественно-творческой активности дошкольников, осуществляемый в дошкольных образовательных учреждениях, более результативным.

Определив актуальность и необходимость предполагаемой деятельности, коллектив КВЦ «Радуга» обратился в научно-методический совет ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» с инициативой об открытии региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно–творческой активности детей 5–7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений». Научный руководитель – Чанилова Наталия Григорьевна, заведующий кафедрой педагогики ГАУО ДПО «СарИПКиПРО», доцент, кандидат педагогических наук. Согласно приказу МО Саратовской области №1910 от 24.06.11 г. площадка была открыта.

Экспериментальная работа осуществлялась в период с января 2011 года по декабрь 2013 года. Для наибольшей эффективности проведения эксперимента были созданы следующие условия:

  1. Определена сеть проектных региональных площадок из 105 функционирующих дошкольных учреждений городов Саратова, Энгельса, Балаково, Маркса, Вольска.
  2. Организована подготовка педагогических кадров экспериментальных площадок по программе дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» посредством информационных и авторских встреч.
  3. Организована подготовка экскурсоводов КВЦ «Радуга» г. Саратова, г. Балаково и Марксовского краеведческого музея к экскурсионной работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством серии мастер-классов.
  4. Изданы:

-  программа «Внесем в свой мир Красоту» тиражом 100 экземпляров;

-  репродукции картин к 12 занятиям–экскурсиям, предусмотренные программой в количестве 71 ед.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех основных этапов: подготовительного, формирующего и результативно-обобщающего.

В ходе рассмотрения проблемы оптимизации процесса художественно-творческой активности у старших дошкольников в системе ДОУ были подведены итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы; сделаны выводы, подтверждающие верность исходной гипотезы, а также решены задачи и достигнута поставленная цель.

  1. Художественно-творческая активность дошкольника представляет собой развиваемое личностное качество, реализующееся в целенаправленном, мотивированном, эмоционально-волевом расширении диапазона творческих действий личности, способности создавать выразительные, оригинальные образы, проявляемые на основе художественно-эстетического восприятия и положительного эмоционально-осознанного отношения к произведениям искусства, что позволяет ребенку наиболее продуктивно проявлять свое «Я».
  2. Специфика художественно-творческой активности ребенка старшего дошкольного возраста, обусловленная возрастными особенностями, особенностями его деятельности в искусстве, заключается в том, что данный феномен обеспечивает возможность ребенку перейти в области эмоций от импульсивных откликов на простейшие художественные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям; в области ощущений, восприятия и слуха от различения отдельных музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки; в области исполнительской деятельности перейти от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в художественно-творческой деятельности.
  3. Проявление художественно-творческой активности старшим дошкольником призвано обеспечить своеобразный диалог ребенка с искусством. В основе этого диалога лежит эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, художественно-творческая развитость, индивидуальная степень самостоятельности в художественно-творческой деятельности.
  4. Развитие художественно-творческой активности зависит от того, в какой степени личность готова к этому. Чем раньше сформировано желание к ее проявлению через произведения искусства и художественно-творческую деятельность, тем более глубокие изменения в сознании и эмоциональной сфере человека могут происходить. Это обстоятельство, а также учет возрастных особенностей, продиктовало необходимость развития художественно-творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Изучение проблемы с практической стороны показало, что наиболее эффективно процесс развития художественно-творческой активности дошкольника будет происходить в условиях ДОУ с его огромным потенциалом воспитательного и развивающего воздействия, где предметно-развивающая среда наполнена культурным компонентом путем организации работы художественных музеев, галерей и тематических выставок, а в образовательном процессе используются специально разработанные программы дополнительного образования художественной направленности.
  6. Предложенная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности, включающая приоритетную цель (развитие художественно-творческой активности детей старшего дошкольного возраста на основе эстетического восприятия репродукций произведений мировой живописи); специально отобранное содержание в виде произведений изобразительного искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности; развивающую среду, отвечающую принципам личностно-ориентированной педагогики, позволяет целенаправленно осуществлять реализацию поставленной цели.
  7. Наряду с закономерностями и принципами традиционной педагогики особую значимость в процессе развития художественно-творческой активности дошкольников мы придавали принципу личностной ориентированности, предполагающему максимальное раскрытие художественно-творческих способностей воспитанников ДОУ, свободу выбора. Данный принцип явился стержневым условием реализации Программы «Внесем в свой мир Красоту».
  8. Для подтверждения правильности основных теоретических положений и определения эффективности предложенной Программы была подобрана специальная методика количественной и качественной оценки, включающая математическую обработку результатов, а также использование самых различных методов изучения деятельности детей: включенное наблюдение, беседа с детьми, родителями, анализ творческих работ.
  9. Для определения эффективности развития художественно-творческой активности дошкольников нами были определены следующие ее уровни: первый – низкий уровень; второй – средний уровень; третий – выше среднего уровень; четвертый – высокий уровень.
  10. Содержание каждого уровня проявления художественно-творческой активности дошкольника подразумевает определенную степень включенности в художественно-творческую деятельность, а также отражает динамику закономерного развития художественно-творческой деятельности, которая осуществляется от воспроизводящего (элементарного) ее этапа через реконструктивно-вариативный этап, вариативный (эвристический) этап к поисково-творческому (простейшее экспериментирование) этапу.
  11. В качестве критериев уровня развития художественно-творческой активности старшего дошкольника нами был взят компонентный состав художественно-творческой активности личности, учитывающий качественные личностные характеристики, а также характеристики художественно-творческой деятельности. Главными из них явились следующие: желание ребенка играть в художественно-творческую игру, стремление к включению в художественно-творческую деятельность, демонстрации в ней любых видов активности; свободное проявление ребенком эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства; художественно-творческая развитость личности (общие и специальные знания, умение оперировать художественными впечатлениями, создавать собственные художественные образы через музыкальную и изобразительную деятельность, наличие опыта восприятия произведений искусств); степень самостоятельности в выполнении игровых художественно-творческих заданий.
  12. Обработка полученных результатов опытно- экспериментальной работы убедительно подтвердила эффективность апробации и внедрения разработанной Программы, основные положения гипотезы нашли свое реальное подтверждение, что дает основание для вывода о значимости и целесообразности внедрения данной Программы в систему ДОУ.
  13. Разработаны методические советы для педагогических работников по использованию программы дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности в условиях дошкольных учреждений.

Осуществляемая экспериментальная работа позволила достичь следующих результатов:

  1. Увеличилось количество дошкольных учреждений, создавших художественные музеи, галереи, тематические выставки на своей базе (таблица 1).

Таблица 1

Общее количество репродукций в ДОУ

Форма использования

Художественный музей

Художественная галерея

Тематическая выставка

Иная

Начало эксперимента

1174

2

0

5

0

Конец эксперимента

2730

4

24

25

16

 

  1. Внедрена программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Внесем в свой мир Красоту» художественной направленности. Эффективность внедрения подтверждена количественными и качественными результатами, переходом дошкольников на более высокий уровень развития художественно-творческой активности (таблица 2).

Таблица 2

Срок обучения

Уровни художественно-творческой активности детей

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

1 год

начало года

1%

11%

32%

36%

20%

конец года

1%

3%

12%

32%

57%

2 года

начало первого года

4%

18%

35%

29%

14%

конец

второго года

1%

3%

15%

32%

49%

 

  1. Повысилась квалификация педагогических и музейных работников по Программе. Повышение квалификации педагогических и музейных работников по Программе нами рассматривалось как мотивационная готовность участников образовательного процесса к инновационной деятельности, и как результат обретения практического опыта и использования его в дальнейшей работе.

Для определения мотивационной готовности педагогам было предложено выбрать не более трех вариантов ответов на вопрос: «Что Вас побуждает использовать инновации?» В результате анализа полученных данных было выявлено, что у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности. Это дает основание говорить о достаточно высокой мотивационной готовности. Сводные результаты представлены в таблице 3.

По окончании опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование педагогов, с целью выявления уровня инновационной деятельности и перспективы дальнейшего использования приобретенного практического опыта. Сводные результаты представлены в таблице 4,5.

Таблица 3

Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности

№ п.п.

Варианты ответов

Кол-во педагогов, %

  1.  

Ощущение собственной готовности участвовать в инновационныхпроцессах, уверенность в себе.

90

  1.  

Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

87

  1.  

Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

81

  1.  

Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

72

  1.  

Желание сделать процесс обучения детей более эффективным.

70

  1.  

Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

68

  1.  

Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

46

  1.  

Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

40

  1.  

Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

33

  1.  

Потребность в лидерстве.

30

  1.  

Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.

26

  1.  

Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

29

  1.  

Потребность в риске, преодолении рутины.

0

 

Таблица 4

Распределение педагогов по уровням инновационной деятельности

Уровни инновационной деятельности

Продуктивный

(творческий)

Продуктивный

(эвристический)

Репродуктивный

(адаптивный и алгоритмический)

38%

62%

0%

 

Таблица 5

Дальнейшее использование приобретенного практического опыта

 

Количество ДОУ - сетевых опорных площадок

Количество ДОУ,

продолжающих работу

105

81

 

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что программа региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно–творческой активности детей 5–7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений» на базе культурно–выставочного центра «Радуга» г. Саратова выполнена полностью, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель и прогнозируемые результаты достигнуты.

Рассмотренные в процессе экспериментальной работы вопросы не могут претендовать на исчерпывающее изучение столь сложного и многогранного явления как процесс развития художественно-творческой активности старшего дошкольника, некоторые аспекты проблемы требуют своего дальнейшего изучения.